Правда ли, что носители английского языка уже давно не обучают детей прописным буквам (cursive style)? На самом деле обучение письму в англоязычном мире упростилось, это факт. Cursive style, которому учили 20 лет назад уже давно не в ходу ни в английских, ни в американских школах. В США в одно время совсем отказались от обучения детей в школе письму cursive, стали обучать только печатным буквам. Но сейчас снова многие школы США возвращают прописи полу-курсивом и курсивом в начальную школу (та же история, что с обучением чтению методом целых слов всю первую половину 20 века… когда осознали результаты, то вернулись к подходу phonics…). Соединению букв учат. Просто шрифт значительно упрощен, он стал ближе к печатному и его чаще называют теперь не cursive даже, а joined-up handwriting.

Разные школы могут использовать немного разные стили. Например, не случайно об этом сообщается родителям в предисловии к пособию Complete Handwriting Practice издательства Letterland: «Some schools use different handwriting styles. It is important to check which style your child’s school uses.»

Навык письма оказывает значимое влияние на развитие мозга ребенка. В российских школьных программах начальной школы по английскому языку на обучение письму по-английски сейчас отводится минимум времени. Видимо, создатели таких программ уверены, что ко 2-му классу раз дети уже научились писать по-русски, наверное, сами как-то научатся по-быстрому и на английском писать. Но в старших классах им придется писать на английском больше, и без навыка соединения букв быстрого и плавного письма достичь трудно. Каждый раз думать о том, как соединить буквы — это лишняя трата энергии, которая отвлекает от выполнения задания по сути, увеличивает вероятность совершения ошибок. Поэтому, все-таки, уделить внимание обучению прописям в начальной школе необходимо.

Почему развитие письменного почерка — ключевой компонент в развитии ребенка в наш век клавиатур?

  • It’s about the journey, not the destination…

Что замечательного в письме от руки, это объём роста мозга, который происходит во время обучения процессу письма: дети, которые учатся писать (с трудностями в обучении или без) ОБРАБАТЫВАЮТ ИНФОРМАЦИЮ ЛУЧШЕ, имеют более сильные функциональные навыки (такие как планирование), более внимательны к письменному языку. Письмо также, безусловно, стимулирует развитие мелкой моторики.

  • Что говорит наука?

Дети, которых изначально обучали правильному формированию букв на письме, не только лучше воспроизводят письменно слова, но и лучше узнают их при чтении. Чаще всего проблемы с письмом встречаются у детей, которые не знают, как правильно писать форму буквы, как правильно соединять, каждый раз они тратят умственную энергию на изображение буквы на странице, отвлекаясь от сути задания, которое нужно выполнить письменно.

  • Свобода плавного почерка

Почерк уникален у каждого из нас, это выражение личности. Некоторые дети, дать им возможность, увлекутся письменным почерком. Плавные соединения букв воспринимаются ими больше как искусство, а не нудная задача, а это имеет терапевтический эффект на преодоление трудностей в обучении. Письменный шрифт не предполагает, что нужно каждый раз заново отрывать карандаш от страницы и формировать букву. Например, вместо остановки подумать, в какую сторону писать b или d, и тем самым прерывая процесс письма и мысли, знающий «на автомате» соединения букв, запишет мысль на бумаге более эффективно.

  • Технологии и навык письма

Если ребенок не может писать от руки по каким-то причинам (когнитивным, проблемы моторики и пр.), подстроиться под это важно и можно, используя современные технологии, которые дополняют сегодня процесс обучения. Компьютерные технологии, конечно же, открывают массу возможностей и интригует детей, родителей и педагогов сегодня. Но важно не забывать, что обучение письму от руки остается важнейшим компонентом для развития у ребенка навыков чтения и письма.


Автор: Оксана Явербаум, 2019 год.